Михаил Владимирович Борисов — лётчик, полковник. Командир отдельной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота. Герой Советского Союза (1945).
Дата рождения: 16 апреля 1923 года
Место рождения: д. Наровчизна Мозырьского района Гомельской области
Дата смерти: 16 апреля 2012 года
Место смерти: город Ялта
Родился в семье служащего. Окончил 8 классов, в марте 1941 года – Гомельский аэроклуб. На Военно-Морском флоте с 1941 года. В 1943 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище в звании сержанта и был направлен на курсы по переучиванию на пикирующие бомбардировщики Пе-2.
После окончания курсов в августе 1943 года М.В. Борисову было присвоено звание младшего лейтенанта, и он был направлен на Северный флот, в 13-й истребительный авиационный полк. Вскоре этот полк был переименован во 2-й перегоночный, занимавшийся перегонкой американских двухмоторных ударных самолётов A-20G «Бостон», поставлявшихся по ленд-лизу, из Красноярска на Северный и Балтийский флоты. За год службы в перегоночном полку М.В. Борисов перегнал 25 самолётов и был награждён медалью «За боевые заслуги».
В августе 1944 года младший лейтенант М.В. Борисов был направлен на фронт, на Балтику, в 51-й минно-торпедный авиационный полк. После тренировки на учебном полигоне в Новой Ладоге в сбрасывании торпед и бомбометании был допущен к боевым вылетам. Летал, как и весь полк, на самолете «Бостон» в качестве летчика, командира звена и заместителя командира эскадрильи. В составе его экипажа находился будущий Герой Советского Союза штурман И.И. Рачков.
Первый боевой вылет совершил в сентябре 1944 года в паре с младшим лейтенантом А.А. Богачёвым. Пара атаковала вражеский корабль в Финском заливе. Атака прошла неудачно – торпеда, сброшенная Борисовым, утонула, а бомба, сброшенная топ-мачтовиком Богачёвым, не попала в корабль.
15 сентября 1944 года на боевое задание вылетела пара самолетов – младший лейтенант М.В. Борисов и его ведомый – лейтенант С.П. Пудов. В районе острова Гогланд они обнаружили и атаковали фашистский тральщик. Было отмечено попадание бомб в корабль.
Вскоре войска Ленинградского, 1-го Прибалтийского фронтов и моряки Краснознамённого Балтийского флота перешли в наступление по освобождению Эстонии в общем направлении на Таллин. Войска Ленинградского фронта освобождали столицу Эстонии, а лётчики полка топили фашистские транспорты, эвакуировавшие войска и технику противника. На аэродроме круглые сутки не утихал гул моторов. Лётчики и техники работали с полной отдачей сил.
22 сентября 1944 года экипаж М.В. Борисова, вылетев в группе командира полка майора Ф.А. Ситякова, в паре с младшим лейтенантом А.А. Богачёвым потопили вражеский транспорт водоизмещением 7000 тонн и сторожевой корабль.
При повторном полёте в тот же день майором Ситяковым, летчиками Борисовым и Богачёвым было уничтожено самое крупное судно из немецкого каравана – океанский теплоход водоизмещением 12000 тонн. Две торпеды и несколько бомб почти одновременно попали в теплоход, хотя корабли конвоя охраняли его. Не помогли и маневры капитана теплохода. Самолёты еще не вышли из зоны огня зенитной артиллерии, как последовали два мощных взрыва, и судно ушло на дно Балтики. Это был четвёртый боевой вылет младшего лейтенанта Борисова.
В тот же день Таллин был освобождён, и 51-й минно-торпедный полк получил наименование Таллинского. М.В. Борисов был награждён орденом Красного Знамени. Вскоре после этого ему было присвоено звание лейтенанта.
Освободив Таллин, войска Ленинградского фронта продолжали стремительное преследование отступавшего врага и быстро продвигались на запад и юго-запад, завершая освобождение Эстонии. Полк продолжал наносить торпедно-бомбовые удары по фашистским транспортам и кораблям, прорывавшимся в открытое море. Основные перевозки противник осуществлял морским путём: из портов Пярну, Рига, Кингисепп на остров Сааремаа через Рижский залив и Ирбенский пролив. Над Рижским заливом полк проводил боевые операции вплоть до освобождения Риги.
Незадолго до освобождения Риги, 1 октября 1944 года М.В. Борисов в Рижском заливе обнаружил, торпедировал и потопил тральщик противника. Во время повторного вылета в тот же день во время крейсерского полёта в Рижском заливе им был обнаружен и торпедирован транспорт водоизмещением 6000 тонн. После нанесения удара последовал взрыв в кормовой части, и через 5-6 минут транспорт затонул. Группа, которую вёл Борисов, не имела потерь. Награждён вторым орденом Красного Знамени.
8 октября 1944 года во время крейсерского полёта в Рижский залив М.В. Борисовым был обнаружен и потоплен транспорт противника с боеприпасами водоизмещением 5000 тонн. После атаки последовал взрыв огромной силы, и через 3 минуты транспорт затонул. Награждён третьим орденом Красного Знамени.
Вскоре М.В. Борисову было присвоено звание лейтенанта, он был назначен заместителем командира эскадрильи.
15 ноября 1944 года экипаж М.В. Борисова вылетел на разведку, провёл в воздухе более трёх часов и доставил командованию полка ценные сведения об обстановке в северной части Балтийского моря.
20 ноября вражеские «карманные» линкоры «Лютцов» и «Адмирал Шеер» в сопровождении 6 эсминцев и других кораблей появились у западного берега полуострова Сырве и произвели массированный обстрел тяжёлыми снарядами наших наступавших войск, заставив их начать отход. Лейтенант М.В. Борисов упросил командование полка, несмотря на нелётную погоду, разрешить ему вылет. После долгих поисков он обнаружил линкоры и сообщил их координаты. Вражеская эскадра была настигнута пикирующими бомбардировщиками, штурмовиками и торпедоносцами и разгромлена. Оба линкора получили серьёзные повреждения.
После освобождения Эстонии полк продолжал вести боевые действия на территории Латвии и Литвы. В конце 1944 и в начале 1945 года основными районами боевых действий 51-го Таллиннского минно-торпедного полка были Лиепая, Ирбенский пролив, Клайпеда, Данцигская бухта. Лиепая – самый крупный порт, питавший прижатую к морю вражескую курляндскую группировку. Разведка установила, что фашисты усилили морские перевозки сюда из портов Северной Германии.
Полк наносил торпедно-бомбовые удары по морским коммуникациям, идущим к Лиепае, и по самому порту. 14 декабря 1944 года на Лиепаю совершила налёт группа заместителя командира третьей эскадрильи лейтенанта М.В. Борисова, которая потопила три вражеских транспорта общим водоизмещением 16000 тонн. М.В. Борисовым в паре с лётчиком Мифтахутдиновым, несмотря на сильный зенитный огонь с кораблей охранения и береговых батарей, был потоплен транспорт противника водоизмещением 8000 тонн.
К январю 1945 года М.В. Борисов совершил 17 боевых вылетов, торпедами потопил 5 транспортов противника. Был представлен к званию Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Борисову Михаилу Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№29290) и медали «Золотая Звезда» (№5876).
К концу 1944 года немецко-фашистское командование, ослабив боевой состав кораблей на других театрах, сосредоточило значительные силы своего флота на Балтийском море. Основная часть вражеского флота базировалась в портах и военно-морских базах, находившихся в южной и западной части Балтийского моря (Пиллау, Данциг, Гдыня, Свинемюнде). В Лиепае и Вентспилсе находились тральщики и сторожевые корабли, осуществлявшие оборону подходов к базам и борьбу с советской авиацией, а также с подводными лодками.
12 января 1945 года в Балтийском море лейтенант М.В. Борисов, будучи ведущим группы, торпедным ударом потопил транспорт противника водоизмещением 5000 тонн. Группой потоплено 2 транспорта общим водоизмещением 14000 тонн. Награждён четвертым орденом Красного Знамени.
15 января 1945 года группе М.В. Борисова в составе четырёх самолётов была поставлена задача уничтожить вражеские транспорты, обнаруженные разведкой в Данцигской бухте. Лётчики обнаружили караван в районе Гдыни. М.Б. Борисов со своим напарником лейтенантом В. Кулиничем прошёл в атаку на концевой транспорт водоизмещением 6000 тонн и потопил его.
15 февраля 1945 года М.В. Борисов на «свободной охоте» обнаружил в море и потопил транспорт водоизмещением 6000 тонн.
В конце февраля разведка обнаружила конвой, идущий из Лиепаи. Во взаимодействии с пикирующими бомбардировщиками и штурмовиками торпедоносцы атаковали его. М.В. Борисов в паре с лётчиком младшим лейтенантом В.П. Полюшкиным потопили транспорт водоизмещением 6000 тонн.
В марте 1945 года М.В. Борисов в составе группы из четырёх торпедоносцев вылетел для нанесения удара по кораблям противника во главе с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в Данцигской бухте. В результате торпедно-бомбовой атаки один вражеский эсминец потоплен.
В апреле-мае 51-й минно-торпедный полк наносил удары по блокированной Курляндской вражеской группировке и коммуникациям, идущим к портам Либава и Вентспилс.
Последний мощный удар был нанесён по кораблям врага в военно-морской базе Свинемюнде. На его рейде находились линкор «Шлезиен», крейсер «Принц Ойген», вспомогательный крейсер «Орион», эсминцы, сторожевые корабли и катера, тральщики, быстроходные десантные баржи, до десяти транспортов водоизмещением в 5000-8000 тонн каждый, танкер, госпитальное судно. Кроме того, в самом порту Свинемюнде находились шесть транспортов и группа кораблей (до 30-40 вымпелов). Из штаба дивизии полк получил приказ: нанести торпедно-бомбовый удар по линкору «Шлезиен» с целью его уничтожения.
4 мая 1945 года линкор «Шлезиен» и другие корабли, находившиеся на рейде, последовательно атаковали три ударные группы самолётов полка при поддержке штурмовиков. Штурмовики с ходу начали обстрел целей, обеспечивая атаку торпедоносцев и топ-мачтовиков. С дистанции 4-5 километров по команде с самолета управления звенья старших лейтенантов Фоменко и Борисова легли на боевой курс атаки. Топ-мачтовики развили максимальную скорость и с дистанции 250-300 метров сбросили бомбы. Торпедоносцы пустили торпеды по цели с дистанции 800-1000 метров и направились в зону сбора. Самолёты полка в общей сложности сбросили за день 41 авиабомбу крупного калибра и четыре торпеды. Одну из торпед выпустил М.В. Борисов, а истребители прикрытия зафиксировали её взрыв. Линкор «Шлезиен» получил тяжелейшие повреждения и был притоплен на мелководье (по другой версии, получив повреждения от британской донной мины, был притоплен командой, открывшей кингстоны и покинувшей корабль до налёта советской авиации). Впрочем, по свидетельству М.В. Борисова (интервью А. Драпкину), во время атаки советских самолетов на линкор он находился в движении. Кроме того, были потоплены вспомогательный крейсер «Орион» и несколько других кораблей и транспортов.
8 мая 51-й минно-торпедный авиационный полк всем составом совершил налёты на порты острова Борнхольм Ренне и Нексе. На этом война для него закончилась.
К концу войны М.В. Борисов потопил 13 кораблей и транспортов.
После окончания Великой Отечественной войны М.В. Борисов продолжил службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС Военно-Морского флота. После окончания курсов капитан М.В. Борисов служил на Северном флоте. Через три года его назначили командиром учебного отряда Высших лётно-тактических курсов. Ещё через 8 лет майор М.В. Борисов был назначен командиром отдельной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота.
С 1960 года подполковник М.В. Борисов – в запасе. С 1966 года жил в Ялте. Работал начальником штаба гражданской обороны, руководителем предприятий сферы обслуживания. Вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
Скончался 16 апреля 2012 года. Похоронен на Новом городском кладбище Ялты.
Почётный гражданин городов Мозырь и Ялта (26.05.2004).
Награды
Источник: Международный патриотический интернет-проект «Герои страны»