lapunov-anatolij-maksimovich
Знаменитые гомельчане

Лапунов, Анатолий Максимович

Анатолий Максимович Лапунов (15.09.1940, Гомель) — белорусский дирижёр. Заслуженный деятель искусств Беларуси (1988).

Окончил Белорусскую консерваторию (игра на народных инструментах, 1964; оперно-симфоническое дирижирование, 1973) и поступил на стажировку в Ленинградскую консерваторию им. Н. А.Римского-Корсакова. С 1974 года Анатолий Лапунов — дирижёр Государственного театра оперы и балета Беларуси, где под его руководством исполнялись балеты «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина, «Камерная сюита» Р. Щедрина, оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского (подготовлены с Я. Вощаком, премьерным спектаклем дирижировал А. Лапунов), «Галька» С. Монюшко. Начиная с 1975 года творческая биография Анатолия Максимовича Лапунова была практически беспрерывно связана с Государственным театром музыкальной комедии Беларуси.

В 1978–1979 годах Анатолий Лапунов прошёл стажировку под руководством Е. Светланова в Государственном академическом симфоническом оркестре СССР, а в 1979-1980 годах был дирижёром-стажёром Большого театра в Москве (под руководством Ю. Симонова).

В 1980-1982 годах дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, в 1975-1987 годах главный дирижёр, с 1991 года дирижёр Государственного театра музыкальной комедии Беларуси. В 1993—2002 годах художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. Здесь он создал антологию произведений белорусских композиторов. Практически все симфонии А. Клеванца и Д. Смольского, музыка Л. Абелиовича и К. Тесакова были впервые записаны именно под руководством Анатолия Лапунова. За создание этой уникальной антологии фондовых записей национального значения маэстро одним из первых получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь».

За свою продолжительную профессиональную карьеру Анатолий Лапунов сотрудничал с наиболее известными современными белорусскими композиторами (Г. Гореловой, В. Кондрусевичем, В. Корольчуком, В. Кузнецовым, В. Курьяном и другими). Также дирижер работал практически со всеми музыкальными коллективами нашей страны. Однако по-настоящему его творческой судьбой стал именно Белорусский государственный академический музыкальный театр. На его сцене он осуществил более двух десятков разножанровых постановок классического и современного репертуара:

  • «Требуется героиня» В. Баснера
  • «Неделя вечной любви» Ю. Семеняко
  • «Бабий бунт» Е. Птичкина (постановка 1976 года)
  • «Донна Люция» О. Фельцмана
  • «Мост мечты» и «О, милый друг» В. Лебедева
  • «Веселая вдова» Ф. Легара (постановки 1978 и 1995 годов)
  • «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу
  • «Пенелопа» и «Играем в принца и нищего» А. Журбина
  • «Горе от ума» О. Фельзера
  • «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича
  • «Дьявольский наездник», «Сильва», «Марица», «Королева чардаша» И. Кальмана
  • «Ночь в Венеции» И. Штрауса
  • «Судный час» Г. Суруса
  • «Сирано» С. Пожлакова
  • «Вольный ветер» И. Дунаевского (постановка 1986 года)
  • «Пеппи» В. Дашкевича
  • «Джулия» В. Кондрусевича
  • «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова
  • «Бал цветов» Ф. Шопена, Э. Грига, Р. Морана
  • «Небесный тихоход» М. Самойлова
Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен,
где размещаются публикации всех сайтов портала.