Вера Фёдоровна Ломако (25.12.1913, Омск — 14.10.1984, Москва) — советская лётчица-истребитель, командир истребительной эскадрильи. Участница Великой Отечественной войны.
Родилась в семье политического ссыльного — гомельского машиниста-железнодорожника. Её отец, Фёдор Адамович Ломако, в своё время за революционную деятельность вместе с семьёй был выслан из Гомеля в Сибирь и отбывал наказание на хуторе Атаманский Омской области.
После Октябрьской революции семья возвратилась в Гомель. Отец работал кузнецом в паровозоремонтных мастерских. Семья была большая, пятеро детей: сыновья Пётр и Иван, дочери Мария, Валентина и Вера. Пётр впоследствии стал машинистом, ветераном железнодорожного транспорта, а Иван — прокурором Гомельской области.
Вера училась в одной из железнодорожных школ, над которой шефствовал Гомельский аэродром. А ребята с помощью родителей, в свою очередь, собирали деньги на постройку самолёта. Как-то по настоянию дочери отец организовал экскурсию на аэродром. В то время там совершались фигурные и групповые полеты, летчики знакомили детей и их родителей с самолётами. За 400 рублей на нём можно было полетать. Вере повезло: вместе с отцом она несколько минут парила над аэродромом.
Когда в городе появилось «Общество друзей воздушного флота» (ОДВФ), Вера вступила в его ряды. С помощью отца ежемесячно вносила деньги на развитие авиации. Как член общества стала систематически летать на самолетах на льготных условиях, за 300 рублей.
В небе Гомельщины летал и командир истребительной эскадрильи Брянской авиабригады, дислоцировавшейся тогда в Зябровке, прославленный лётчик Валерий Чкалов. За его полётами наблюдала вся гомельская молодёжь, в том числе и Вера. В конце 1928 года Чкалов снизился на минимальную высоту и хотел «нырнуть» под телефонными проводами, но зацепился. Эксперимент закончился аварией.
После этого мама Веры — Прасковья Семёновна, а также братья и сёстры убеждали: не женское дело быть лётчицей. Но всё это оказалось тщетным.
Девушка послала письмо главнокомандующему военно-воздушными силами с просьбой направить её в лётную школу. Ответ пришёл быстро: для девушек есть другие, не менее интересные профессии, а у неё нет даже производственного стажа.
После окончания средней школы Вера устроилась формовщицей самого тяжёлого литейного цеха на заводе «Гомсельмаш». После рабочей смены спешила на занятия в аэроклуб. Даже когда возглавила бригаду, не прекращала их, везде успевала.
Девушка продолжала посылать в различные инстанции письма с просьбами, чтобы её приняли в авиационные школу или училище. Хотела летать на более мощных самолетах, чем У-2. Попала на личный приём к наркому обороны СССР К.Е. Ворошилову. По его указанию комсомолка Вера Ломако как лучший курсант Гомельского аэроклуба в 1930-м была вызвана на учебу в Ленинград. Без экзаменов её приняли в военно-теоретическую школу лётчиков. От радости ходила сама не своя. Не верила собственным глазам, видя своё отражение в зеркале в авиационной курсантской форме. Успешно окончив Качинскую авиашколу в 1933 году, она выдержала на отлично аттестацию на лётчицу-истребителя.
В 1934 году лейтенант Ломако направлена для продолжения службы в авиационно-истребительную бригаду Белорусского военного округа. Здесь три года спустя и произошла ее встреча с известной летчицей Полиной Осипенко. Они подружились, почти одновременно вступили в коммунистическую партию.
Когда началась война в Испании, мужья Веры Ломако и Полины Осипенко добровольно улетели туда сражаться. Молодые летчицы также хотели воевать с мужьями, направляли свои рапорты К. Е. Ворошилову, но получили отказ. Полина и Вера не успокоились, совместно решили совершить трудный, рискованный шаг — выполнить задание командования о перелете из Севастополя в Архангельск. Штурманом самолета решили пригласить летчицу Марину Раскову. Так подобрался великолепный женский экипаж.
По разрешению Ворошилова все трое были направлены в 1937 году в Севастопольский авиационно-морской отряд для изучения техники полетов на гидросамолетах. Технике пилотирования учились у Валерия Чкалова и Владимира Коккинаки. Здесь Вера, Полина и Марина установили мировой рекорд полета по замкнутому треугольнику. Поздравительную телеграмму прислал сам Ворошилов.
2 июля 1938 года легендарная тройка совершила новый рекорд: первый в истории авиации дальний беспосадочный перелет женского экипажа на гидросамолете по маршруту Севастополь — Архангельск. Воздушная машина МП-1 конструкции Г.М. Бериева поднялась с бухты Черного моря и направилась на Север, к Белому морю.
В связи с плохой погодой одномоторный гидросамолет швыряло из стороны в сторону. А при сплошной облачности летели вслепую, по приборам. Когда в конце концов миновали облачность, увидели, что приближаются к Гомелю. Решили подать весточку родителям Веры. Сочинили короткое письмо, вложили его в коробочку с адресом: «Гомель, Электрическая, 34, Ломако». Коробочку привязали к вымпелу и бросили за борт.
Несмотря на капризы погоды, подруги успешно приводнились в Архангельске (аэродром Лахта). Для того времени это был невиданный в мировой авиации подвиг. За 10 часов 33 минуты прошли 2416 километров.
Вся страна восхищалась этим подвигом. Из Архангельска в Москву Вера с подругами возвращались поездом. Сотни людей шли на вокзалы, чтобы лично увидеть и поприветствовать женщин-летчиц…
С 1939 года Вера Фёдоровна служила в Орше, потом под Москвой, участвовала в воздушных парадах на Красной площади. Когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, В.Ф. Ломако добилась направления на фронт. Вместе с Мариной Расковой участвовала в формировании женского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков. Во время обороны Москвы выполняла задания по перехвату фашистских бомбардировщиков и истребителей сопровождения.
В 1941-1942 годах вместе с Расковой М.М. участвовала в формировании женских авиаполков. Участвовала в освобождении Белоруссии – командиром эскадрильи 586-го ИАП, штурманом истребительного полка, заместителем командира авиаполка (634 НБАП), произвела 25 боевых вылетов на самолете У-2. Выполняла полёты по разведке и фотографированию позиций противника под Чаусами, Могилёвом, Минском. В воздушных боях сбила 7 самолётов врага. С января 1944 года – командир 425-ой Отдельной Армейской авиаэскадрильи связи 4 ВА.
Тяжелейшим испытанием для нашей землячки были бои на Курской дуге, разведывательные полёты, сопровождение бомбардировщиков. В одном из воздушных боёв Вера была ранена. После выздоровления — командир отдельной эскадрильи, заместитель командира авиаполка, штурман истребительной авиадивизии.
После освобождения Кричевского района от фашистских захватчиков местные железнодорожники собрали деньги на приобретение трех самолетов для авиаподразделения, которым командовала майор В. Ломако. Один из них был с надписью: «От железнодорожников Кричевского узла — майору В.Ф. Ломако». Находясь на аэродроме в Германии, Вера отправила в Кричев подарки для детей железнодорожников. Прибыли они к адресатам аккурат в День Победы, 9 мая 1945 года.
За время войны она совершила 700 боевых вылетов, в воздушных боях сбила семь самолётов врага. Её ратный труд и мужество отмечены орденом Ленина, орденами Отечественной войны первой и второй степени, Красной Звезды и другими.
Вера Ломако не только трёхкратный мировой рекордсмен, но и одна из первых женщин летчиков-истребителей в мире! А среди наших соотечественниц — первая.
После войны жила в Москве. Будучи на пенсии, Вера Фёдоровна ежегодно приезжала из Москвы в Гомель к родителям. После войны они проживали в доме № 28 по улице Пушкина.
Умерла 14 октября 1984 года, была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Именем В.Ф. Ломако названа улица в г. Кричев; её награды и документы экспонируются в Кричевском краеведческом музее.