nisskij-georgij-grigorevich
Знаменитые гомельчане

Нисский, Георгий Григорьевич

Георгий Григорьевич Нисский (08 [21].01.1903, Гомель — 18.06.1987, Москва) — советский живописец, один из основателей сурового стиля. Народный художник РСФСР (1965), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Действительный член АХ СССР.

Родился в семье станционного фельдшера на небольшой станции Новобелица недалеко от Гомеля.

Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства».

В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М.А. Врубеля, где под руководством А.Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930).

Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин. Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой. В это время, под влиянием стилистики Общества художников-станковистов, а также творчества Дейнеки и Альбера Марке сложился уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе.

В 1930 году окончил ВХУТЕМАС, его дипломная работа — «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году», посвящённая черноморскому мятежу (работа сразу после защиты была приобретена Третьяковской галереей).

Конец 1930 и 1931 провёл в Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 году совместно с Дейнекой, Георгием Ряжским и Фёдором Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах. Увлекался парусным спортом. На Пятой Поволжской парусной регате 1944 года в Горьком команда яхты «Ветер», где Нисский был матросом, стала чемпионом.

В сюжетах первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме, пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы — морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрировал, оставаясь верен морской теме («Цусима» А. Новикова-Прибоя, «Морская душа» Л. Соболева).

В годы войны оставался в Москве, сотрудничал в «Окнах ТАСС».

В послевоенные годы Нисский обратился к ландшафтному пейзажу, где всё чаще появляются станции, поезда («Белорусский пейзаж», 1947; «Февраль. Подмосковье», 1957). Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой-швертботом «Нерпой»), он по-прежнему писал водные просторы; однако на этот раз место моря заняли подмосковные водоёмы. Много путешествовал по стране, впечатления воплощались в его полотнах: например, подмеченная из окна быстро несущегося поезда композиция «На Дальнем Востоке» (1963), триптих «Порт на севере» (1956—1957).

В советском изобразительном искусстве 1960 годов возник термин «суровый стиль», одним из основателей которого считается Г. Нисский.

Работы художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, а также в большинстве крупных музеев бывшего СССР.

Две персональные выставки в Москве состоялись в 1950 и 1959 годах. Нисский — многократный участник выставок советского искусства за рубежом: Париж (1937), Нью-Йорк (1939), Венецианская биеннале современного искусства (1956, 1972), Всемирная выставка в Брюсселе (1958), Варшава (1951), Дели, Калькутта и Бомбей (1952), Прага, Братислава и Брно (1954), Дамаск, Бейрут, Каир (1955), Лондон (1957).

Жил в «Городке художников» на Верхней Масловке в Москве, в последние годы тяжело болел. Скончался 18 июня 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок №10).

Ретроспектива художника из собраний 25 музеев России и Белоруссии, а также частных коллекций состоялась в 2018 году в Институте русского реалистического искусства.

Награды и премии

  • народный художник РСФСР (1965)
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за картины «У берегов Дальнего», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса»
  • орден Трудового Красного Знамени
  • Серебряная медаль АХ СССР (1964) — за композицию «На Дальнем Востоке» (1963)
  • Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Париже (1937) — за картину «Севастополь. Встреча» (1935).
Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен,
где размещаются публикации всех сайтов портала.