shevchenko-akim-mihajlovich
Знаменитые гомельчане

Шевченко, Аким Михайлович

Аким Михайлович Шевченко (28.11.1902, д. Корма Добрушского р-на — 12.12.1980, Минск) — белорусский художник. Участник Великой Отечественной войны. Член Союза художников СССР (1940).

Его отец был безземельным крестьянином, поэтому работал каменщиком в ближайших селах и городах. В 1934 году он был репрессирован, и поводом послужил, как рассказывают, имеющаяся у него молотилка. В 1940 году отца не стало. Еще раньше — в 1936 году, умерла мать.

У Акима Шевченко остались брат и сестра, никто из них не был связан с искусством. В 1917 году Аким Михайлович поступил в Учительскую семинарию в Гомеле. После ее окончания несколько лет работал в сельской школе.

В 1924 году он окончил Гомельский педагогический техникум.

Первым педагогом в изобразительном искусстве у А. М. Шевченко был художник Сергей Иванович Громыко. В различных энциклопедических изданиях иногда говорится, что Шевченко занимался в студии-школе имени М.А. Врубеля, однако документальных источников, подтверждающих эту информацию, пока не выявлено. Ни в одной из своих автобиографий Аким Михайлович не упоминает о ней.

В 1924-1926 годы – служба в армии.

В 1927 году А. М. Шевченко поступил в московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, образованные на основе Строгановского училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Его учителями были Древин Александр Давидович, Родионов М.С., Герасимов С.В., Кардовский Д.Н., Ряжский Г.Г., лекции читал искусствовед М.В. Алпатов.

В 1930 году ВХУТЕМАС был переведен в Ленинград и переименован в Институт пролетарского изобразительного искусства, который А. Шевченко окончил в 1931 году, получив квалификацию «художника массово-бытовой живописи». Дипломная работа «Сев на колхозном поле».

После окончания учебы А. М. Шевченко вернулся в Гомель, где работал художником в газете «Полесская правда». С 1933 года преподавал на курсах изобразительного искусства клубных инструкторов, в 1936-1941 годах руководил студией при областном Доме творчества в Гомеле.

В 1940 году вступил в Союз художников СССР.

В 1941 году в качестве рядового ушел на фронт. Был ранен. Некоторое время жил в оккупированном Гомеле. В 1943 году снова попал на фронт и в 1945-м был ранен в голову и руку под Франкфуртом-на-Одере. Награждён Орденом Красной Звезды и несколькими медалями.

После войны он снова вернулся в Гомель, где проживал вместе со своей супругой — Маркевич Екатериной Александровной, пока не был приглашён на преподавательскую работу в Минск.

В 1956-1962 годы — работа в художественном училище имени А.К. Глебова и в театрально-художественном институте. У него учились М. Савицкий, В. Громыко, М. Чепик, И. Басов, Ю. Пучинский, П. Коминч, М. Денисова, М. Данциг, В. Минейко, Б. Непомнящий, В. Шарангович, В. Чайка и др. Валентин Петрович Покаташкин, известный гомельский художник-педагог, на своём примере свидетельствует, что в 1963 году, когда он закончил БГТХИ, Шевченко ещё преподавал.

Дважды «За заслуги в развитии белорусского советского изобразительного искусства» был награждён Почётными грамотами Верховного Совета БССР.

Художник ушел из жизни 12 декабря 1980 года.

Работал в живописи в жанрах картины, портрета, натюрморта. Его творчеству присущи ясность и завершённость произведений, глубокое проникновение в характеры портретируемых. Пейзажи выделяются мастерством в передаче световоздушной среды, свежестью и мажорностью колористических решений, поэтичностью, тонким ощущением жизни природы. Главное место в творчестве Шевченко занимала тема труда. Среди произведений: «Плотогоны» (1932), «На торфоразработках» (1935), «Лес стройкам» (1952), «Штукатуршицы» (1957), «В совхозе «Брилёво» (1959), «Наша песня родному краю» (1965—67), «Мелиораторы. Дренаж болота», «В День Победы», «Вечерний Минск» (все 1968), «О героическом прошлом» (1976); портреты: заслуженного деятеля искусств Г.К. Лопатиной (1951), свинарки А.С. Загорской (1954), кузнеца Н.Е. Терещенкова( 1958), агронома А.С. Воробьёва (1959), пастуха А.С. Анищенкова (1961), «Портрет жены» (1968), писателей Г. Соболенко (1971) и В. Карпова (1973); пейзажи «У моря» (1971). «Рыбацкая лодка» (1974), «Оттепель» (1977); натюрморты: «Осенние цветы» (1963), «Осень. Открытое окно» (1969), «Белые кувшинки» (1950), «Пионы» (1962).