turenkov-aleksej-evlampievich
Знаменитые гомельчане

Туренков, Алексей Евлампиевич

Алексей Евлампиевич Туренков (21.01.1886, Санкт-Петербург — 27.09.1958, Минск) — композитор, организатор и педагог первой в Гомеле музыкальной школы. Заслуженный деятель искусств БССР (1940).

Ещё в детстве отец привил мальчику почтение к церкви и любовь к музыке, что в будущем сказалось на творчестве Алексея. Окончив гимназию в российской столице, юноша поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, основанную Антоном Рубинштейном в 1861 году. Туренков учился под руководством профессора Анатолия Константиновича Лядова и музыковеда Николая Александровича Соколова. Оба наставника будущего композитора входили в состав объединения, известного как «Беляевский кружок». Эта группа композиторов являлась своего рода творческой элитой российской музыки, что, конечно же, сказалось на обучении Алексея Туренкова.

Учился в Петербургской консерватории (1911-1914, класс А. Лядова и М. Соколова). Завершив обучение в консерватории, успел к тому времени уже опубликовать несколько десятков своих произведений для церковного хора. После недолгой практики в храме одного из российских городов, Туренков стал регентом церковного хора в Могилёве. В течение трёх лет он подбирал голоса для вверенного ему клироса, обучал их особенностям богослужебного пения. Одновременно с этим Алексей продолжал сочинять духовную музыку и, следует отметить, был весьма востребованным композитором в церковных кругах.

Революционные события 1917 года стали переломным моментом в судьбах миллионов жителей Российской империи и Туренкова в частности. Спасаясь от хаоса, воцарившегося в стране, он в 1918 году переехал в относительно спокойный Гомель, где решил удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя музыке. Руководство молодой советской республики с особым интересом отнеслось к тому, что в древнем городе над Сожем появился такой видный композитор.

Уже в 1919-м Алексей Евлампиевич стал одним из организаторов и наставников хоровой студии и музыкального кружка, которые через несколько лет стали Гомельским музыкальным училищем. Вместе с тем Туренков продолжал творить, однако круг его интересов значительно расширился. Так, если он раньше сочинял партии для церковных коллективов, то теперь в его произведениях значились оперы, романсы, балеты, кантаты, сюиты и оркестровые композиции. Само собой, деятельность педагога и композитора не осталась без внимания белорусского правительства.

Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Евлампиевич оказался в Риге. Партизаны пытались спасти его, однако, в результате трагической случайности это не удалось сделать. В течение трёх лет Туренков вынужден был находиться на оккупированной врагом территории и лишь благодаря музыке, которую он преподавал в школе латвийской столицы, заслуженный деятель искусств смог выжить.

После Победы Туренков вернулся в Минск, где жил и творил вплоть до самой кончины в 1958-м. Местом захоронения видного композитора, наставника и общественного деятеля стало престижное Военное кладбище.

Особое значение имеет опера Туренкова «Цветок счастья» на либретто В. Борисевич, П. Бровки и П. Глебки (пост. 1940), отличающаяся поэтичностью, лиризмом, непосредственной связью с различными жанрами национального музыкального фольклора, точностью музыкальных характеристик в обрисовке образов, доступным народным юмором (показана на Декаде белорусского искусства в Москве в 1940).

Среди других произведений: опера «Ясный рассвет» (пост. 1958, в новой музыкальной редакции Г. Вагнера 1963), балет для детей «Лесная сказка» (1952), «Белорусская сюита» в 4 ч.,»Белорусская фантазия» (обе 1933), «Пионерская сюита» (1955), «Поэма о мире и труде» (1957) для симфонического оркестра, кантата «Пушкину» для солистов, хора и симфонического оркестра, 2 струнных квартета, «Рапсодия» для струнного квартета, фортепиано. трио, пьесы фортепиано, скрипки и альта, альта и фортепиано, романсы на стихи А. Пушкина, Я. Купалы, Я. Колоса, М. Богдановича, А. Прокофьева, вокальные трио, дуэты.

Автор музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам, обработок белорусских и русских народных песен для голоса с фортепиано, смешанного хора, оркестра белорусских народных инструментов, секстета домр, баяна.